Посвящается году детей в Казахстане — 2022
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев объявил 2022 год Годом детей в Казахстане: «Особое внимание нужно уделить детям. Их благополучие — надежная гарантия успешного будущего нашего государства. Речь идет не о лозунгах и праздничных мероприятиях, но прежде всего, о конкретных мерах со стороны властных органов в области здравоохранения, образования, социального обеспечения с целью защиты детства. Гармоничное развитие и счастливое детство подрастающего поколения — это наша общенациональная задача».
Ядром гуманистического мировосприятия являются нравственные ценности. Ценность — понятие, идеалы, традиции и другие сущности, имеющие наибольшую значимость для общества или человека, служащие нравственным ориентирам. Рассмотрим ценности в казахстанской культурной традиции. Весомое преобразование в связи с процессом духовного возрождения казахстанского общества испытывают универсальные семейные ценности — Дом, Семья, Детство. Открываем серию статей, посвященных данной проблематике.
Казахстанские художники обращаются к этим общечеловеческим ценностям в своем творчестве.
Детская тема одна из центральных в изобразительном искусстве А. Джусупова, М. Хитахунова, О. Кендира, К. Оразгалиева, С. Романова, К. Отарбая, К. Акашева, Т. Тогузбая, К. Аскарова и многих других.
Аскаров Куат Абусагдиевич в своем творчестве обращается к истории родного народа, его обычаям, жизненному укладу; на современном этапе данный факт является одной из самых характерных особенностей современной живописи Казахстана. Работа «Первые шаги» отличается своей декоративностью: цветовые пятна, интенсивность звучания цвета. В центре композиции художник изображает ребенка, совершающего свои первые шаги в этом мире. Первые шаги ребенка — общая радость в семье — родители поют и играют на музыкальных народных инструментах. Уют домашнего очага, узы кровного родства, помощь и забота родителей о своих детях, начиная с раннего возраста, первого шага в этом мире, равно как и в последующих шагах. На заднем плане овца с нежностью и заботой обнюхивает своего малыша-ягненка.
Замечательные акварели пишет Уке Ажиев. Особую известность получила его «Казахская мадонна». В ней реализовались всеобщие и национальные представления о сути материнства. Отталкиваясь от прототипа, художник нашел ту степень обобщения, когда конкретное выступает в облике идеального, а идеальное оживает в конкретном.
Сахи Романов — художник, для которого важнее всего первое впечатление от натуры. Природа, вечно находящаяся в движении, вот что более всего волнует мастера. Пережить эмоционально красоту, всегда существующую в окружающем мире, и найти способы запечатлеть ее в своем полотне — главная цель Сахи Романова. Работая над картиной «Под небом Родины», художник даже во внешне спокойном по композиции изображении младенца выделяет скрытую напряженность чувств. Полотно живописно — в нем художник стремится к лаконизму, динамике.
Два взаимосвязанных направления отличают творческий метод Мадихана Калмаханова: реалистическое, когда художник создает достоверные образы, и символическое, при этом художник обращается к архетипам древности, символу, трансформирую многоплановую этническую картину мира. Такой многоплановостью отличается его символическая картина «Степная колыбель».
Картина Токбулата Тогузбая «В юрте» написана маслом в теплой гамме. Возможно, это память детства художника. В центре картины — образ маленького мальчика, спящего в юрте. Предметы национального быта воспринимаются как символы домашнего очага, семейного уюта, а образ спящего ребенка воплощает идею продолжения рода, живой традиции народа.
Григория Зиновьевича Чернощёкова, как и других художников его поколения, интересует современность, но только не в прозаическом, будничном ключе, а в поэтическом, символическом преломлении. Работа «В парке» впечатляет и завораживает своей теплотой и праздничностью. Рассматривая эту картину-этюд, неожиданно открываем для себя, что художник через простой сюжет изображает вечные ценности человеческой жизни. Счастье — это, когда мирное небо над головой, цветущий город, летний день и свободные от тревог, жители, наблюдающие за играющими детьми. В залитом солнцем пространстве картины крупным планом взяты фигуры детей, очень подвижные и легкие. Композиция становится воплощением радости детского бытия.
Джусупов Али — художник лирического склада, тонко чувствующий жизнь и красоту природы. Его картина «Одуванчики» несет в себе тонкость наблюдений художника, искренность и непосредственность его чувства любви к детям.
Композиционным центром полотна Мариса Хитахунова «Мир моего детства» является образ мальчика, который наблюдает за жизнью родного села из окна ветхого дома. В основе сюжета картины лежат детские воспоминания автора, связанные с ожиданием отца с фронта. Приглушённая гамма создает драматическую напряженность картины; она резко контрастирует с листами бумаги, возможно письма отцу. Истоптанные подошвы ног ребенка наталкивают зрителя на мысль о тяжком труде и лишениях в жизни мальчонки. Работа выполнена маслом на холсте.
Акашев Курмангазы в своей работе «Качели» изображает дорогой его сердцу аул, цветущее джайляу. Воссоздает национальный праздник, веселье детей, катающихся на качели. Художник добился необычайной экспрессии мазка, цветового решения, убедительной выразительности образов. Так, энергия жизни — детства находит отражение в активном характере живописи его полотна, динамике широкого мазка, насыщенности цвета. Отсюда впечатление движущейся, дышащей земли. Рельефность и пастозность живописи делает его работу динамичной, материальной и жизненной, насыщенной радостной эмоциональностью.
Работа Кендира Отарбая «Мое детство» выполнена мастихином маслом на холсте. Верхом на архаре изображен подросток; эту ситуацию можно рассматривать как символ движения времени. Поднятая рука мальчика направлена к парящему в небе орлу, олицетворяющему стремление долететь до солнца, смотреть на него, не мигая, и соединиться с ним. Светлая гамма создает атмосферу мечтаний детства.
Содержание картины Каира Оразгалиева «Сладкие яблоки детства» ассоциируется со стихами Николая Отрада:
Я помню сад,
Круженье листьев рваных
Да пенье птиц, сведенное на нет,
Где детство словно яблоки шафраны
И никогда не яблоко ранет.
Кожамкулов Зульхайнар — один из талантливых и оригинальных художников Казахстана. Основная черта его живописи, отличающейся глубоким философским смыслом — сплав лиризма с монументальностью. Главные герои его произведения «Юность» — юноши и девушка с жеребенком. Сюжет картины прост и обращен к моменту повседневной жизни — юношеские забавы, сквозь которые просвечивают вечные философские вопросы: беззаботность, открытость, простота и наивность юности. Жизнь юных людей в полотне Зульхайнара Кожамкулова кажется созвучной жизни цветов, трав и водным струям, а в облике героев по большей части проглядывают черты языческих божеств. Характерно, что фигуры юношей трактует скульптурно, четко и пластично и при этом добивается в пределах ограниченной палитры богатой тональной разработки цвета. В своей композиции художник не делает акцент на лице, для него важным становится жест и поза, создается иллюзия некоего воздушного парения героев. Картина завораживает своей искренностью решения; ее вполне можно назвать «формулой феномена детства», так как в ней присутствует метафора веками сохраняющаяся в человеческой памяти, что пробуждает дремлющее в недрах наших циничных душ чувство прекрасного. В работе присутствует своя чарующая тайна, символ детства — этой великой и важной стороны человеческого бытия.
Рассматривая картину Аралбаева Жоламана «Сын солнца», невольно вспоминаются строки из стихотворения Магжана Жумабаева.
Я, Солнцем рожденный и Небом,
Сияю, горю в вышине.
Лишь Тенгри я повинуюсь,
По огненной мчусь дуге.
Слово мое искрится,
В раскосых глазах огонь.
Высокий эмоциональный накал достигнут в произведении Кулбая Айтбая «Я — казах». Крупным планом изображена обобщенная фигура юноши на тулпаре, написанная свободным уверенным мазком. Широко разведенные в сторону руки означают открытость, радость, передают ощущение свободы и счастья на родной земле. Алый цвет является интенсивным выражением чувств, жизненной энергии, силы, крепости и решимости.
Итак, каждая картина наших художников позволяет окунуться в волшебный мир детства.
Предоставим нашему читателю отдельные высказывания о замечательной поре детства: «Годы детства — это прежде всего воспитание сердца». (В. А. Сухомлинский); «Запах из детства — самая мощная в мире машина времени». (Патрик Торес); «Детство — такое время, когда все воспринимаешь по-другому… вся повседневность и обыденность в новинку… все интересно… но с возрастом все надоедает…» (Джон Брэдшоу); «Если бы детские мечты сбывались, наши мамы всегда оставались бы молодыми». (П. Квятковский); «Детство — это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека». (С. Бодров).
Лариса ЗОЛОТАРЕВА,
профессор искусствоведения КарУ